МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Тарумовская СОШ»
Классный час
на тему:
«Расул Гамзатов – певец добра и человечности»
Классный руководитель 6 «г»:
Гаджиев Х.
2015 г.
«Расул Гамзатов – певец добра и человечности»
Цели: раскрыть жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Помочь увидеть и понять, что поэзия Р. Гамзатова стала частью нашей культуры, частью нашей жизни. Формировать поэтическую культуру младшего школьника. Приобщать детей к ценностям межличностных отношений. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа; к поэзии через творчество дагестанских поэтов.
Задачи: содействовать формированию УУД.
1. 1.Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям.
2. 2.Регулятивных: Учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с поставленной задачей.
3. 3.Познавательных: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия, работать с информацией, формировать исследовательские умения.
4. Коммуникативных: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание материала, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, коллективно.
Материалы и оборудование: портрет Расула Гамзатова, плаката; презентация песни «Журавли»; фильм о жизни и творчестве поэта, компьютер.
Форма проведения: классный час.
Место проведения: классное помещение.
План проведения:
-Организационный момент;
-вступительное слово учителя;
-знакомство с новым материалом;
-групповая работа: информация учащихся;
-просмотр фильма о творчестве поэта;
-слушание песни;
-беседа;
-словарно-орфографическая работа;
-подведение итогов.
Ход мероприятия.
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: Добрый день дорогие дети!
Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна. Самая большая страна в мире! Это - Россия. И есть в этой стране замечательная республика, которая называется Дагестан. Ребята, назовите столицу Дагестана (ответы детей).
Учитель: Правильно Махачкала!
- Как называется море (точнее озеро) на берегу которого располагается столица нашей республики Дагестан ? (Каспийское)
- Кто является президентом нашей республики? (Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович)
- Как называется главная улица столицы? (Проспект Расула Гамзатова).
Учитель: Кто из вас знает, кто такой Расул Гамзатов? (ответы детей).
А теперь внимательно посмотрите на доску, прочитайте тему нашего классного часа (читают хором).
III. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Сегодня наша встреча посвящена памяти народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. Группа ребят подготовила информацию о творчестве поэта. Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.
Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР.
Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Семен Липкин и Юлия Нейман. Особенно плодотворно работали с ним его друзья – поэты: Наум Гребнев, Яков Козловский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина Лермонтова, Некрасова, Блока, Маяковского и многих других. Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да ещё тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя – Дагестан.
Расул Гамзатов очень любил детей. Послушайте стихотворение «Берегите детей!»
Ученик 1:
Видел я, как орёл, беззащитных птенцов
Учит крылья свои расправлять,
Если б он научил нерадивых отцов
Так с потомством своим поступать.
Ученик 2:
Этот мир, как открытая рана в груди,
Не зажить никогда уже ей.
Но твержу я, как будто молитву в пути
Каждый миг: «Берегите детей!»
Ученик 3:
Всех, творящих намазы, прошу об одном –
Прихожан всех на свете церквей:
«Позабудьте про распри, храните свой дом
И своих беззащитных детей!»
Ученик 4:
От болезней, от мести, от страшной войны,
От пустых сумасбродных идей.
И кричать мы всем миром сегодня должны
Лишь одно: «Берегите детей!»
Учитель: К чему призывает Расул Гамзатов? (Учащиеся высказывают своё мнение, участвуют в диалоге).
Учитель: А теперь посмотрите фильм о жизни и творчестве поэта.
(просмотр кино фильма «Мой Дагестан»)
Учитель:
Многие его стихи стали песнями. Послушайте песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.
Белые журавли – это символы чистоты и красоты, к которым должны стремиться все люди.
- Кому посвящена эта песня? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что означают следующие слова? (Расширение словарного запаса, развитие речи).
Клин - сужающийся к своему заостренному концу кусок дерева, металла; фигура в форме треугольника.
На исходе - о том, что кончается, чего почти не осталось; завершение, конец.
Промежуток - пространство или время, разделяющее что-нибудь.
Пора - время, период, срок.
Стая - группа животных одного вида, держащихся вместе.
Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)
Оклик - крикнув, остановить или подозвать.
До сей поры - до этого времени или до этого места.
Полечь - погибнуть, быть убитым.
Замолкнуть - перестать говорить, затихнуть.
Учитель: Посмотрите на иллюстрации. С кем беседует Расул Гамзатов? (Беседует с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным). Где установлен памятник поэту в Махачкале? (ответы детей).
Учитель: 3 ноября 2003 года сердце поэта остановилось, похоронен он в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау.
Для потомков он оставил такое завещание:
«Мое завещание – в книгах, которые я написал. Оставляю потомкам Дагестан, который и я унаследовал от предков – мой край любви, надежды, радости, землю, красивых девушек, гордых женщин и мужчин. Дагестан – и моя мулатка, и моя Кумари, и мое колесо жизни, и гора моей тревоги – Ахульго. Берегите всё это. Без этого нет ни моей жизни, ни самих родных гор.
Я ничего не забираю туда из этого хорошего, доброго, красивого мира. Потому и прошу – берегите свой Дагестан. Храните и возвеличивайте ещё больше его славное имя. Дагестан – сама ваша жизнь, ваше достоинство и ваша любовь. Нет, не глупы его адаты – дорожите ими и берегите их. Его приметы и символы не дикие – несите их гордо и сохраняйте во славе. Малочисленны его народы – любите их особенной любовью».
В заключение беседы прошу вас послушать стихотворение «Памяти Расула Гамзатова»
Расул Гамзатов – аварский поэт,
Таких как он не видывал свет.
В далеком и горном Цада он родился:
Он там же учился, затем и женился.
Прошел сквозь огонь и тысячи бед,
Теперь он прославленный в мире поэт.
В стихах воспевал Расул край свой родной,
Который любил он всею душой.
Мы память сохраним о нем,
В своих стихах его мы воспоем.
Он будет жить в сердцах людей,
Как «клин усталых журавлей».
- Кого еще из дагестанских поэтов вы знаете? (Ответы детей).
Наша замечательная поэтесса Фазу Алиева говорит, что человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину и национальность, но любить и беречь эти святыни – его долг.
Учитель: Я очень хочу, чтобы всегда в нашей республике был мир и покой, чтобы веротерпимость и уважительное отношение к представителям другой веры, национальности и культуры у нас стали нормами жизни. Чтобы вы, дети, выросли умными и здоровыми. Чтобы сбылись все ваши мечты и также как Расул Гамзатов, каждый в своем деле, прославил Дагестан. А сейчас, ребята, ваша главная задача – хорошо учиться.
IV. Итог занятия.
Учитель: А теперь, дорогие дети, заканчивая классный час, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что он помог нам больше узнать о замечательном аварском поэте Расуле Гамзатове. Закончить наше мероприятие хочу тоже словами поэта:
«Мне хотелось сказать и взрослым и детям, всем школьникам – пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений.
Анализ классного часа «Расул Гамзатов – певец добра и человечности».
Считаю, что цели мероприятия достигнуты. В процессе занятия раскрыла жизненный и творческий путь Расула Гамзатова. Материал занятия был разнообразным и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников. Структура соответствовала типу и целям данного мероприятия. Знакомство с творчеством поэта прошло в необычной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, что повысило познавательный интерес к занятию; способствовало формированию УУД. Ребята продемонстрировали сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках чтения, музыки, дагестанской литературы.